Информационное общество и правовая система: Каналы взаимодействия.

Информационное общество и правовая система: Каналы взаимодействия.

Современное общество невозможно представить без информационных и коммуникационных технологий, которые являются не просто способом и средством межсубъектного взаимодействия, но и еще, своего рода, каналом общественного прогресса. Еще несколько даже не десятилетий, а просто лет, мы не могли себе представить, что совершение самых разнообразных, а тем более, юридически значимых действий, может быть осуществлено буквально не выходя из дома или офиса. Сейчас это происходит настолько обыденно и повсеместно, что задаешься вопросом: как же раньше общество, государство, все мы могли обходиться  без этих технологических достижений?  

Внедрение совершенно новых информационных систем, продуктов и ресурсов стало настоящей революцией мирового масштаба. В условиях тотальной глобализации это привело к существенному росту мировой и национальных экономик. Серьезные изменения произошли и в социальной сфере, где возможность быстрого и свободного доступа к информации и обмена ею стала неотъемлемой частью жизнедеятельности большинства активного населения. Разнообразные продукты научно-технического прогресса в сфере высоких технологий кардинальным образом изменили саму концепцию получения, распространения и использования всевозможной информации. Ее свободное получение, в какой-то степени, привело к возникновению нового феномена, заключающегося в том, что человек приобрел возможность здесь и сейчас не просто получить всю искомую информацию о желаемом объекте, но и всесторонне ее проверить с целью приобретения о ней объективных данных. И речь в данном случае идет не просто о новой форме межличностного общения, а о совершенно конкретном явлении, факте  массового стремления к обогащению информацией.  

Контент информационного общества сегодня является настолько насыщенным, отчего его понятие  едва ли можно изложить в одном со всеми его исчерпывающими характеристиками определении. В несколько упрощенном виде информационное общество, на наш взгляд, можно охарактеризовать как новую модель, формация, концепция развития общества в котором главными продуктами являются информация и знания, а также способы и средства их цивилизованного оборота. Для того чтобы общество могло рассматриваться в качестве информационного, оно должно достигнуть определенного технологического, экономического, правового, научного, социального, гуманитарного и культурного уровня. От того, что в том или ином государстве есть «Интернет» и беспроводные средства телефонии, общество не становится существенно более информационным, чем то, где до сих пор давно уже внедренные в развитом мире новые технологии воспринимаются в качестве вещей из внеземных цивилизаций. И только те информационные и коммуникационные технологии, которые внедрены в социально-экономическую, политическую, правовую, культурную и даже духовную сферу отношений, и используются в ней социумом цивилизованным, высокопродуктивным и эффективным способом, могут свидетельствовать о существовании информационного общества.

На наш взгляд, в этом плане Россия является развивающимся государством, но достаточно быстрыми и уверенными темпами. Об этом, в частности, может говорить принятая и реализуемая Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество
(2011-2020 годы)" (утв. распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. N 1815-р)[1]. Приоритеты Программы определены Концепцией и Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. N Пр-212[2].

Согласно Концепции одним из вызовов, на который должна ответить Российская Федерация, является переход развитых стран к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области информатики, в том числе в здравоохранении и других сферах. Ответ на этот вызов - инновационный сценарий, направленный на формирование новой экономики, или экономики знаний и высоких технологий, в число ведущих отраслей которой входят отрасли связи и информационных технологий.

В отношении отрасли информационных технологий Концепция определяет такие цели, как повышение качества жизни граждан, развитие экономической, социально-политической и культурной сфер жизни общества, а также совершенствование системы государственного управления. В целом основной задачей данной Программы является модернизация экономики и общественных отношений.

Вполне очевидно, что процесс информатизации не мог не повлиять на право и правовую систему в целом, причем такое влияние, если так можно  выразиться, произошло и в отношении его формы, и в отношении его содержания. Во-первых, сам процесс оборота информации и все, что с этим связано, потребовал от государства незамедлительного нормативного регулирования. В век высоких технологий, с помощью которых можно оказывать колоссальное воздействие на умы и настроения социума, экономику, политику, финансовую и национальную безопасность – это было важнейшей задачей: законодательно определить правила работы в информационном пространстве. Во-вторых, само право, как динамичная постоянно совершенствующая субстанция, не могло проигнорировать достижения научного прогресса, в результате чего оно было обогащено новыми нормами, по своему смыслу и предназначению направленными на усовершенствование и модернизацию правового регулирования в целом. Как верно заметил Иванов И. «Право при всей своей консервативности не должно отставать от жизни, а жизнь подчиняется стремительно развивающимся цифровым технологиям. Рассинхронизация законодательства и отношений, нуждающихся в регулировании, в частности в сфере SMS, может привести к значительному материальному ущербу одних лиц и стремительному обогащению других»[3].

Последующие каналы взаимодействия информационного общества и правовой системы получили достаточно разветвленную систему. Изменения коснулись частного и публичного права, материального и процессуального. Произошла смена концепции взаимоотношений между гражданином и государством в таком важном вопросе, как оказание государственных и муниципальных услуг. Для удобства граждан были созданы многофункциональные центры по представлению таких услуг по принципу «единого окна», что стало означать для простого человека отсутствие необходимости нескончаемого обивания всевозможных порогов с целью сбора бесчисленного количества всевозможной макулатуры.

С принятием Федерального закона от 09 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» стал возможен открытый доступ к информации о деятельности органов власти, принятых ими решений, оформленных документах и пр. Это, а также реализация программы  «Электронное правительство», позволило сделать работу исполнительной власти доступной, прозрачной, ответственной, а значит более совершенной. К примеру, через электронную почту практически к каждому органу власти и даже Президенту России может обратиться любой желающий. Такая возможность есть и в тех случаях, когда речь идет о фактах совершения преступлений, в том числе коррупционной направленности. Как правило, такой способ общения является двусторонним[4]. Каждый человек, благодаря информационным технологиям, имея всего лишь устройство с доступом в сеть «Интернет», может  свободно принять участие в торгах по поставкам товаров, оказанию услуг и выполнению работ для государственных и муниципальных нужд.

Изменения произошли и в системе межведомственного информационного взаимодействия, где широко стал использоваться документооборот в электронном виде, исключающий забумаженность административной работы, а значит предполагающий экономию времени, активно используются новые формы межвластного общения через видеоконференц-связь, что позволяет оперативно обсуждать и принимать необходимые решения, тем самым, делая работу исполнительной власти более совершенной, оптимальной и эффективной.

Процесс информатизации общества естественным образом сказался на его политической активности, в результате чего в избирательном законодательстве появились новеллы, касающиеся способов голосования, подсчета голосов, контроля за процессом голосования.

Новое возникло и в гражданских правоотношениях. Так, появились новые объекты гражданских прав (различные электронные программы, иные продукты интеллектуальной деятельности),  стало возможным заключать, изменять и прекращать сделки в электронном виде, ставить на документах электронную подпись, продавать и покупать имущество посредством сети «Интернет», заводить электронные кошельки, с помощью которых совершать всевозможные расчетно-финансовые операции опять-таки в электронном варианте.

Процессуальное законодательство, в свою очередь, также не осталось без внимания и под влиянием электронных технологий было законодателем усовершенствовано. Следует отметить, что сделано это было весьма своевременно, так как процессуальное право, по сути призванное «служить» материальному праву, должно учитывать тенденции его развития и соответствовать уровню экономического развития государства. Так, например, в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации появилась норма, согласно которой исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», извещения лиц, участвующих в деле, стало возможным по электронной почте, адрес которой сотрудники судов сами предлагают указывать на документах. В качестве письменных доказательств принимаются документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью, участие в судебном заседании может быть осуществлено путем использования систем видеоконференц-связи, в ходе которой данные пояснения лиц, участвующих в деле, также являются доказательством.

На фоне технологичного арбитражного процесса, гражданский выгладит значительно консервативнее, но и он не стоит на месте. Здесь также в качестве доказательств судом могут приниматься документы в цифровом, графическом форматах, полученные посредством электронной связи, извещение участников процесса может осуществляться по электронной почте. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» извещение участников судопроизводства также допускается посредством СМС-сообщения.  

С помощью системы видеоконференц-связи может вестись судопроизводство и по уголовным делам, а появление новых информационно-коммуникационных систем привело к законодательному закреплению порядка совершения следственных действий в отношении разнообразных электронных носителей. Здесь следует обратить внимание на следующий аспект. Развитие информационного общества, кончено, прежде всего, рассматривается в позитивном смысле, так как с ним происходит прогресс во многих сферах общественных отношений. Вместе с тем, новые электронные технологии и средства информационной коммуникации могут быть использованы также в целях нарушения права. Здесь очень важна охранительная составляющая права, через которую происходит защита субъективных прав и применение мер юридической ответственности. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации появились составы преступлений в сфере компьютерной информации, а возможность свободного доступа к информационным ресурсам и электронным устройствам породила новые формы и способы совершения таких классических преступлений, как кража, мошенничество, клевета и оскорбление. Таким образом, на примере произошедших изменений в основных отраслях российского права весьма отчетливо можно проследить процесс активного взаимодействия информационного общества и правовой системы.
 Еще одним ярчайшим примером такого сотрудничества, на наш взгляд, является развитие национальной судебной системы. Именно судебное правоприменение, выступающее его основным видом, в большей степени должно соответствовать уровню развития общества, идти в ногу со временем. Отсюда крайне важной была задача сделать работу судов высокотехнологичной, но не только с точки зрения технической оснащенности судов современными устройствами, но и с позиции повышения компьютерной, информационной грамотности судейского корпуса, усовершенствования рабочего процесса, осовременивание органов судейского сообщества.  Для достижения указанных задач реформируется судебное законодательство, происходит постоянный процесс «шлифовки» процессуального права, в том числе, для его информационного и коммуникационного обогащения, меняется подход к организации труда работников судебной системы. К знаковым документам можно отнести принятый в 2008 г. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который предоставил возможность беспрепятственного получения информации в электронном виде о самих судах, об их деятельности, обязал суды размещать на своих сайтах тексты всех принятых ими постановлений, что, кстати, с большим успехом делают арбитражные суды, и чего так упорно и настойчиво не делают суды общей юрисдикции.
Особо необходимо отметить разработанную Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406). Ее реализация направлена на создание мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрение программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел, что позволит обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов[5].
Электронный документооборот и информатизация работы судов позволит также решить существующую на сегодняшний день проблему неоправданно длительных сроков судопроизводства, что некоторое время назад заставило законодателя в стремлении борьбы с судебной волокитой в гражданском и арбитражном процессуальном кодексах закрепить, по сути, новый правовой принцип: «разумные сроки судопроизводства и разумный срок исполнения судебного акта». 
         Следует обратить внимание и на изменения в юридической практике. Правовая работа в целом стала более технологичной за счет электронного документооборота, возможности моментального общения и обсуждения деловых вопросов, оперативного получения и использования полезной информации и т.д. Эффективность юридических услуг, в какой-то степени, стала невозможной без использования современных информационных и электронных ресурсов.
В научно-теоретическом плане развитие за последнее десятилетие общественных отношений в сфере информации привело к тому, что возникла такая новая единица системы права, как информационное право[6]. Сейчас оно активно подвергается научному осмыслению и даже выступает как самостоятельная наука. Как учебная дисциплина введена в курс обучения для студентов юридических вузов. В литературе под информационным правом понимают совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества[7].
Приведенные в настоящей статье лишь некоторые примеры взаимодействия информационного общества и правовой системы наглядно продемонстрировали активное и основательное стремление этих категорий к взаимному обогащению. Было бы крайне контрпродуктивно и даже вредно игнорировать достижения научного прогресса, что означало бы превращение России в страну третьего мира с отсталой экономикой и «законсервированным» в собственной дремучести обществом. К счастью, наше государство в этом смысле выбрало правильный путь развития, благодаря чему национальная правовая система стала  динамично информатизироваться и, тем самым, развиваться, осовремениваться. Нам представляется, что тенденции взаимодействия информационного общества и правовой системы по-прежнему будут заключаться в  продолжении информатизации процесса правового регулирования общественных отношений, усовершенствования юридической практики, и так как такое взаимодействие представляется обоюдным, то одним из его каналов будет дальнейшее нормативное регулирование новых информационных и коммуникационных отношений, в скором появлении которых нет никаких сомнений.
 
 

[1] Собрание законодательства Российской Федерации. 15 ноября 2010. № 46.
[2] Собрание законодательства Российской Федерации. 24 ноября 2008. № 47; Российская газета. 16 февраля 2008.
[3] Иванов И. SMS и право// «ЭЖ-Юрист. июнь 2010. № 22.
[4] Так, к примеру, буквально на днях Генеральной прокуратурой РФ принято решение о создании «Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры России», где планируется извещать граждан по SMS о ходе уголовного дела, в котором они признаны потерпевшими, а также о реакции правоохранительных органов на их заявления по SMS. «Генпрокуратура открыла новый портал правовой информации» // Российская газета. 5 апреля.2013.
[5] Собрание законодательства Российской Федерации. 7января 2013. № 1.
[6] Лапина М.А., Ревина А.Г.Лапин В.И. Информационное право. М., 2004; Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие. М., 2007; Акопов Г.Л. Информационное право. М., 2008; Городов О.А. Информационное право. М.. 2009; Копылов В.А. Информационное право. М., 2005 и пр. 
[7] Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов  М.А. Информационное право /Под ред. академика РАН Б.Н. Топорнина. СПб, 2005.   

Назад

Наши доверители: